Манаева Л. Н.Выступление на краевой августовской педагогической конференции 24.08.2018

Выступление Манаевой Лоры Николаевны – председателя Ставропольской краевой организации Профсоюза образования на краевой августовской педагогической конференции «Современная образовательная политика: содержание, цели, задачи, механизмы реализации» 24 августа 2018 года по теме: «Об основных результатах работы Профсоюза образования в 2017 году по актуальным направлениям защиты трудовых, социально-экономических прав работников отрасли и задачах в 2018-2019 учебном году».

Добрый день, уважаемое собрание!

Августовская педагогическая конференция – это всегда день больших встреч, решений и надежд.

Сегодняшнее совещание, наверное, особенное. За последние годы произведено столько нововведений, сколько за предшествующее, если не столетие, то несколько десятилетий. А как мы знаем из философских умозаключений, на одно истинное решение есть 4 ложных. Будем надеяться, что сейчас наступило время истинных решений.

Широкомасштабный национальный проект «Образование» меняет вектор задач, требует иной организации образовательного процесса, ликвидации множественных дисбалансов, предлагает новые условия партнёрства, главное обязывает двигаться очень и очень быстро.

Думаю, все реально осознают, что меняется трудовая биография человека. Государством планируется «новая грамотность», активное профессиональное долголетие с отказом от линейного образа жизни. Востребована как короткая траектория входа в профессию для молодёжи, так и комплекс мер и для поддержки выхода из профессии пенсионеров. Мы должны интегрировать опыт с сегодняшним днём для будущего.

На всё, кроме ответственных решений, соответствующих задачам опережающего развития, нужны жизненные, финансовые, эмоциональные ресурсы.

Я глубоко уверена, что для любого продвижения вперёд необходимы вовлеченность каждого работника в общее дело, профессиональное обогащение и благополучие педагогических работников.

Вопросы, связанные с совершенствованием оплаты труда и повышением заработной платы постоянно находятся в центре внимания Профсоюза. Конечно, мы по заслугам оцениваем майские Указы Президента 2012 года, потому что установление федерального регулятора поэтапного повышения заработной платы в течение 7 лет привело к повышению заработной платы. В нашем крае всеми структурами было приложено не мало усилий для повышения заработной платы.

Но видим, что по-прежнему в рамках декларируемого единого образовательного пространства наблюдаются серьёзные различия в условиях оплаты труда в разных регионах, что вызывает непонимание и растущую социальную напряжённость в педагогическом сообществе.

На федеральном уровне у Правительства страны есть право установить базовые ставки и оклады, но до настоящего времени это право не реализовано. Поэтому для Профсоюза задачей на 2018 год является необходимость ускорить принятие данного решения, чтобы поднять уровень минимальных гарантий по оплате труда, статус профессии и сократить разрыв в оплате труда между педагогическими работниками, независимо от состояния бюджетов регионов.

В 2017 году было удовлетворено многолетнее требование профсоюзов о повышении МРОТ. Мы считаем, что это повышение должно отразиться на заработной плате каждого работника. А у нас по-прежнему молодой учитель приходит в школу на ставку 7580 руб., а воспитатель в детском саду итого меньше. Таким образом его труд оценивается ниже, чем не квалифицированный (поэтому столько вакансий).

Ежегодно РТК разрабатывает Единые рекомендации по установлению системы оплаты труда. На протяжении ряда лет предлагается проводить мероприятия по увеличению ставок и окладов.

В 2017 году Министерство образования Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования в дополнение разработали Методические рекомендации по совершенствованию оплаты труда.

В нашем крае совместно с министерством образования мы внесли серьёзные коррективы в Положение об оплате труда руководителей, работников. Но не пришли к согласию по реальному увеличению доли средств фонда оплаты труда, направленных на установление размеров ставок и окладов не менее 70 %, что соответствует рекомендациям РТК.

Профсоюз не рассматривает Единые рекомендации как простые пожелания Федерального Центра. Мы считаем это инструментом государственной политики в сфере оплаты труда и надеемся, что вскоре будет уточнён механизм воздействия на органы государственной региональной власти за игнорирование Единых Рекомендаций, утверждаемых на федеральном уровне.

Интересно читать проекты документов по обновлению образования, особенно радует предполагаемый результат. Итак, желаемое – профессия учителя входит в пятёрку наиболее привлекательных профессий. Правильное решение. А какова реальность, и что для этого делается?

По итогам взаимных консультаций на согласование в Профсоюз была представлена обновлённая редакция Плана мероприятий по формированию и введению НСУР. Профсоюз воздержался от согласования. Вместе с тем, в качестве заинтересованной стороны подготовил разъяснения по правоприменению «дорожной карты» и правовой комментарий к проблеме формирования НСУР.

В результате проект модели НСУР претерпел существенную доработку. В частности, проект включил такие задачи формирования, как создание условий для повышения размеров оплаты труда учителей, устранение избыточной отчётности (как один из индикаторов эффективности введения НСУР), переход на персонифицированный порядок финансирования программы повышения квалификации, поддержку молодых специалистов, совершенствование профессиональных конкурсов и отраслевых наград и др.

Несколько слов об избыточной отчётности.

Краевая организация Профсоюза, министерство образования края и институт развития совместно провели ряд мероприятий по вышеобозначенной теме.

Несмотря на осуществление комплекса мер по сокращению отчётности учителей, проблема сохраняет свою актуальность.

Профсоюз в 2017 году провёл интернет-опрос «Реальность, а не статистика». В итоге 45,2 % педагогических работников считают, что объём отчётности остался прежним, 11 % респондентов отметили, что произошло сокращение объёма отчётности.

Совместно с Профсоюзом были подготовлены письма и рекомендации. На заседании Исполкома Профсоюза в Москве наш край ретранслировался как регион с успешной практикой. Но работу необходимо продолжить, и в новом учебном году.

Профессиональными стандартами и профилактикой произвольного их применения Профсоюз несколько лет занимается. Вы помните о нашем предложении о перенесении сроков их принятия, устранении избыточных требований к образованию и обучению ряда категорий педагогических работников.

В настоящее время Профсоюзом не была поддержана инициатива установления новых должностей «старший учитель», «учитель – методист», «ведущий учитель» в связи с отсутствием надлежащего обоснования разграничения трудовой функции по этим должностям. Кроме того, соответствующие должности не предусмотрены номенклатурой должностей педагогических работников.

Подготовлены новые проекты профстандартов «Руководитель образовательной организации», «Специалист по работе с молодёжью», «Воспитатель в социальной сфере» и др. По заключению Профсоюза данные проекты также нуждаются в доработке.

Усиление консервативной позиции Профсоюза обусловлено:

  • ростом социальной напряжённости среди педагогических работников ввиду произвольного применения профстандартов;
  • недостаточным финансированием реализации планов по организации применения профессиональных стандартов, включающих мероприятия по образованию и обучению и др.

Хочу процитировать нашего Президента: «Демократия большого государства складывается из демократии малых пространств».

В несколько месяцев 2018 года вместились события, которые повлияли на население страны, на власть и на профсоюзы. Это широкое обсуждение пенсионной реформы.

Буквально на этой неделе в Государственной Думе РФ состоялось небывалое заседание с приглашением большого количества заинтересованных сторон, в том числе и представителей профсоюзов.

Более 100 поправок предложено на настоящий момент и консультации продолжаются.

Позиция Профсоюза образования по поводу переноса досрочной страховой пенсии, назначаемой людям не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность, размещена в открытом доступе. Наши аргументы абсолютно логичны.

Приведу один из них.

На протяжении 93-летнего периода единственным условием досрочной педагогической пенсии являлось лишь осуществление не менее 25 лет педагогической деятельности, так как данная категория специалистов была отнесена к особой, по сути приравненной к государственной службе. В связи с чем, что им, как и должностным лицам офицерского состава «по прослужении 25 лет», назначалась пенсия за выслугу лет. Таким образом данное право было сопряжено не с возрастом по общему принципу, а с родом профессиональной деятельности, связанной с общественной значимостью. Данная социальная гарантия являлась одной из важных мотиваций выбора педагогической профессии и дальнейшего сохранения педагогических кадров.

Профсоюз обращает внимание, что наряду с рассматриваемым законопроектом не предусмотрено принятие мер по повышению уровня заработной платы, непосредственно влияющей на размер пенсии. Считаем перенос досрочной пенсии в предложенном порядке, может привести к ухудшению кадровой ситуации. Что в свою очередь не может способствовать выполнению майского указа 2018 года, в части обеспечения глобальной конкурентоспособности Российского образования.

Мы все знаем народную поговорку: «Дитя не плачет, мать не разумеет». И очень надеемся, что встречи, письма, телеграммы, отправленные гражданами, не могут восприниматься как беспардонная народная навязчивость, а сыграют определённую положительную роль для работников отрасли образования.

В связи с чем ещё одна цитата Президента Путина: «Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными».

Текущий год назван годом добровольца, волонтёра. Мне близка идеология того, что человек живущий только для себя признаётся ущербным.

21 августа краевая организация Профсоюза совместно с министерством образования края традиционно провели круглый стол с молодыми педагогами. Хочу публично передать слова признательности нашему министру Евгению Николаевичу от имени молодых педагогов за его непосредственное участие в работе данного мероприятия. Мы разным категориям работников задаём один и тот же вопрос: «В какой поддержке вы нуждаетесь?». А получаем один и тот же ответ. Что не особо нужна поддержка. Нужна свобода.

Возвращаясь к теме волонтёрства. Смогли мы способствовать широкому распространению образовательного волонтёрства, используя желание молодёжи в свободе? Достаточно изучаем потребности, дефициты педагогов, чтобы учитывать их при переподготовке, решении задач опережающего развития? Достаточно работаем над повышением престижа педагогической профессии, выявляя творческих людей с активной жизненной позицией, трансформационных лидеров?

Мы в крае работаем с Советом молодых педагогов, ежегодно проводим окружной форум «Профперспектива». Направляем представителей муниципальных объединений на профсоюзные федеральные мероприятия, детей педагогов во Всероссийские лагери «Артек», «Смена»…

Необходима более активная работа с молодыми педагогами на муниципальном уровне и в образовательных организациях.

Принимая во внимание особую роль профессиональных конкурсов, как инструментов повышения социального статуса педагогических работников, в том числе посредством учёта участия в них при аттестации, Профсоюз поддерживает и принимает совместное участие в организации и их проведении.

Кроме того, по инициативе Профсоюза задачи по совершенствованию профессиональных конкурсов (в том числе конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям) интегрированы Министерством образования и науки Российской Федерации в 2017 году в обновлённую модель НСУР.

Нет ничего важнее для человека, чем вовремя вручённая награда. В целях улучшения условий и практики награждения работников образования, Профсоюз ходатайствовал пред Министерством образования о совершенствовании сложившейся системы:

  • подготовлены совместные разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования;
  • сокращён с 30 до 20 минимальный стаж для присвоения Почётного звания «Почётный работник»;
  • достигнута официальная договорённость о согласовании с Профсоюзом;
  • согласованы и официально закреплены позиции о том, что отсутствие у работника наград субъекта не является основанием для отказа в их представлении к награждению.

Задачей текущего года является упорядочение системы отраслевых наград на краевом и местном уровнях.

Уважаемые коллеги! Встреча с человеком – это одно из чудес жизни. У Стругацких есть произведение «Понедельник начинается в субботу». Это значит, человек ценит своё дело и отдаётся ему полностью. В канун нового учебного года я желаю вам не воспринимать работу как обременение и окружать себя желанными интересными людьми. Будьте здоровы.

Профсоюз в регионах

Аппарат